Untitled Document
Информация

На форум могут отправлять сообщения и незарегистрированные пользователи. Модераторы следят за качеством общения.



АвторСообщение
Надя
администратор




Сообщение: 249
Зарегистрирован: 15.11.07
Откуда: Россия, Коломна
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.08 13:50. Заголовок: (читать всем) Netiquette - общие правила поведения


Предисловие:
Соблюдайте данные правила на этом форуме и в интернете в целом. Любое их нарушение наказуемо без предупреждения, так как этим сообщением вас предупредили.

Итак, 9 заповедей Интернета (краткая версия)

Вступление
Что такое нетикет? Собственно говоря, это сетевой этикет – то есть, этикет в киберпространстве. «Этикет» означает «формальности, необходимые при хорошем воспитании или установленные в общественной или официальной жизни». Другими словами, нетикет – это набор правил для корректного поведения он-лайн.

Когда вы вступаете в новую культуру – а киберпространство имеет собственную культуру – возможно, при общении вы совершите несколько грубых ошибок. Вы можете, не желая того, обидеть людей. Или вы можете неправильно понять, что вам сказали, и обидеться на то, на что не следовало бы. Что усложняет ситуацию, иногда в киберпространстве легко забыть, что имеешь дело с реальными людьми – не просто с символами ASCII на экране, но с живыми человеческими характерами. Итак, иногда забывая о том, что люди он-лайн – все-таки живые, иногда потому, что они не знают об условностях, исполненные благих намерений киберфанаты, особенно новички, совершают всевозможные ошибки.

Книга о нетикете имеет двойную цель: помочь минимизировать совершаемые интернет-новичками ошибки, и помочь опытным путешественникам по киберпространству помочь новичкам. Смысл этой книги в том, что большинство людей с большим удовольствием приобретут друзей, нежели врагов, и что если следовать некоторым основным правилам, будет меньше вероятности совершить такую ошибку, которая помешает вам обрести друзей.


Правило 1. Помни о человеке
Золотое правило, которому учили вас ваши родители и воспитатели в детском саду, было довольно простым: относись к другим людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Представь, как бы ты себя чувствовал на месте другого человека. Держи себя достойно, но старайся не задеть чувства других людей.

В киберпространстве мы устанавливаем этот принцип в еще более общей манере: Помни о человеке. Все, что вы видите, общаясь при помощи электроники, – это экран компьютера. У вас нет возможности использовать мимику, жесты, и тон голоса, чтобы выразить оттенки смысла; слова – одиноко написанные слова – вот все, что у вас есть. Это также относится и к вашему собеседнику. Поддерживая беседу он-лайн, переписка ли это по e-mail, или ответ на форуме, легко неправильно истолковать написанное. И до ужаса легко забыть, что ваш собеседник – человек, у которого есть чувства, более или менее схожие с вашими.

На самом деле, в этом есть ирония. В компьютерной сети встречаются люди, которые больше нигде никогда не встретились бы. Но неличный характер средства общения делает его чем-то меньшим – ну, чем-то менее личным. Те, кто обмениваются электронными письмами, часто ведут себя подобно некоторым людям за рулем: они проклинают остальных водителей, делают непристойные жесты и ведут себя, как дикари. Большинство из них никогда не повели бы себя так на работе или дома. Но посредничество машины между собеседниками словно делает это приемлемым.

Нетикет утверждает, что это неприемлемо. Да, используйте Интернет для свободного самовыражения, изучайте странные новые слова и смело отправляйтесь туда, где вы раньше никогда не были. Но помните о Первом Указании Нетикета: там, на другом конце, реальные люди.

Сказали бы вы это человеку в лицо?

Писатель и проповедник Макинтоша Гай Кавасаки рассказывает о том, как он получил письмо от совершенно незнакомого человека. Этот парень сообщил Гаю, что тот плохой писатель, которому нечего сказать.

Невероятная грубость? Да, но, к сожалению, в киберпространстве это происходит все время.

Возможно, в этом есть чудовищная сила – суметь послать письмо непосредственно известному писателю, как Гай. Возможно, дело в том, что нельзя увидеть его лицо, смятое в несчастье, когда он читает ваши жестокие слова. Но какой бы ни была причина, это явление стало невероятно привычным.

Гай предлагает полезный тест для всего, о чем вы пишете по e-mail. Спросите себя, «Сказал бы я это человеку в лицо?». Если вы ответили "нет", перепишите и перечитайте. Повторяйте это, пока не почувствуете, что вы могли бы сказать эти слова живому человеку с той же легкостью, с какой вы посылаете их через киберпространство.

Конечно, возможно, что вам доставит огромное удовольствие сказать какую-нибудь грубость человеку прямо в лицо. В таком случае нетикет ничем не сможет вам ничем помочь. Отправляйтесь за экземпляром Руководства по Мучительно Хорошему Поведению.

Еще одна причина не быть обидчиком он-лайн

Когда вы общаетесь в киберпространстве – посредством e-mail или на форуме – ваши слова записаны. И вероятно, они хранятся где-то, где вы не можете их контролировать. Другими словами, есть вероятность того, что они могут обернуться против вас.

Никогда не забывайте историю известного пользователя e-mail Оливера Норта. Олли прилежно удалял все компрометирующие заметки, которые он отправлял или получал. Он не знал только, что где-то еще персонал компьютерной комнаты не менее прилежно копировал содержимое компьютера, где хранились его сообщения. Когда он попал под суд, все записи оказались готовыми уликами против него.

Но вам необязательно впутываться в криминальную деятельность, чтобы пожелать быть осторожным. Любое сообщение, отправленное вами, может быть сохранено или переслано получателем. Вы не можете следить за его перемещением.


Правило 2. Придерживайся тех же правил, которым следуешь в реальной жизни
В реальной жизни большинство людей довольно законопослушны – либо из-за характера, либо потому, что боятся быть пойманными. В киберпространстве шансы быть пойманным иногда кажутся небольшими. И поскольку иногда люди забывают, что на другой стороне компьютера человеческое существо, некоторые люди считают, что в киберпространстве допустимы более низкие стандарты этики и личного поведения.

Путаница может быть понятна, но эти люди ошибаются. Стандарты поведения могут различаться в некоторых зонах киберпространства, но они не ниже, чем в реальной жизни.

Будь этичен

Не верь тем, кто говорит "этика – это то, без чего можно обойтись". Это книга о манерах, а не об этике. Однако, если ты сталкиваешься с этической дилеммой в киберпространстве, обращайся за помощью к правилам, которым следуешь в реальной жизни. Скорее всего, ты найдешь ответ.

Еще кое-что в этике нетикета: если вы пользуетесь испытательными версиями программ, оплатите их. Это вдохновляет других людей писать программы подобного рода. Несколько долларов, возможно, немного значат для вас, но, в конечном счете, они поощряют все киберпространство.

Нарушать закон – нехорошо

Если тебя так и тянет сделать в киберпространстве что-нибудь незаконное, то знай, что это тоже не дозволено нетикетом.

Некоторые законы недостаточно ясны или слишком сложны, чтобы точно их соблюдать. И в некоторых случаях мы все еще выясняем, как применить закон к киберпространству. Два примера: закон о конфиденциальности и закон об авторском праве.

Опять же, это книга о манерах, а не справочник по праву. Однако нетикет наказывает вам поступать как можно лучше, соблюдая законы общества и киберпространства.


Правило 3. Учитывай, где ты находишься

Нетикет различается в разных уголках Интернета

Что с готовностью принимается в одной среде, может оказаться ужасной грубостью в другой. К примеру, в большинстве телевизионных ток-шоу заниматься праздной болтовней вполне нормально. Но если вы будете распускать необоснованные слухи в журналистской среде, это может вам сильно навредить.

И поскольку нетикет различен в разных местах, важно знать, где вы находитесь. Отсюда следует:

Затаись перед атакой

Заходя на новый для себя сайт, осмотрись. Некоторое время просто последи за беседой или почитай архивы. Прочувствуй, как ведут себя здешние "старожилы". И только тогда вступай в диалог.


Правило 4. Уважай чужое время
Принято считать, что сегодня у людей гораздо меньше времени, чем когда бы то ни было, даже, несмотря на то что (или потому что?) мы меньше спим и у нас есть больше облегчающих труд приспособлений, чем полвека назад. Отправляя письмо или отвечая на форуме, вы занимаете время других людей (по крайней мере, рассчитываете на это). И вы отвечаете за то, что их время потрачено на ваши посты не впустую.

Слово "трафик" иногда употребляется в том же значении, что и время, но по сути это не одно и то же. Трафик – это пропускная способность проводов и кабелей, соединяющих все и вся в киберпространстве. На объем информации, передаваемый по Интернету за определенное время (даже по недавно внедренному оптико-волоконному кабелю), существует свой предел. Слово "трафик" также иногда обозначает емкость сервера. Когда вы нечаянно отправляете пять раз одно и то же сообщение, вы понапрасну тратите как время (людей, которые читают все пять постов), так и объем сервера (отправляя по проводам повторяющуюся информацию, которая к тому же должна где-то храниться).

Вы не центр кибервселенной

Вероятно, это напоминание большинству покажется излишним. В как бы то ни было, я скажу об этом, поскольку, работая над проектом и погружаясь в него, легко забыть, что другие люди могут относиться иначе, чем вы. Так что не стоит ждать, что вам станут подробно отвечать на все ваши вопросы, и думать, что все незамедлительно согласятся с вашими страстными доводами.

Правила для форумов

Четвертое правило имеет ряд дополнений для участников форумов. Большинство читателей форумов и так слишком засиживаются за компьютером; их близкие постукивают пальцами в недоумении, когда же подавать ужин, в то время как эти Интернет-маньяки изучают новейшие способы завести щенка или готовить цукини.

Кроме того, часто работа замедляется по некоторым причинам, так что просто открыть статью требует некоторого времени. Затем читатель должен одолеть заголовок, чтобы понять, о чем речь. Никому не нравится, если оказывается, что дело не стоит выеденного яйца.

Кому должно быть адресовано сообщение? (или почему "рассылки" – плохое слово)

Давным-давно люди делали копии с помощью копирки. Можно было сделать только около пяти отчетливых копий. И приходилось долго и тщательно обдумывать, кому же послать эти пять копий. Сегодня же стало легко добавить в список рассылки кого угодно. И иногда оказывается, что мы делаем это уже, собственно, по привычке. В общем, это грубо. Сегодня у людей так мало времени именно потому, что им приходится пропускать через себя огромное количество информации. Перед тем как вставить человека в поле «Кому», спросите себя, нужно ли ему это. Если нет, пожалейте его время. Если вы ответите себе "возможно", дважды подумайте, прежде чем нажмете кнопку «Отправить»


Правило 5. Старайся не ударить лицом в грязь, находясь в сети

Пользуйся своей анонимностью

Я не хочу создать впечатление того, что сеть – это холодное и жестокое место, где полным полно людей, только и думающих, как бы оскорбить друг друга. Как и во всем мире, большинство людей, общающихся он-лайн, хотят нравиться. Интернет – а особенно форумы – сталкивает нас с людьми, которых мы больше нигде никогда не встретили бы. И никто из них вас не видит. Они не смогут судить о вас по цвету кожи, глаз или волос, по вашему весу, возрасту, одежде.

Однако о вас можно судить по тому, что вы пишете. Для большинства людей, предпочитающих общение он-лайн, это большой плюс; если бы им не нравилось выражаться на письме, они бы этим не занимались. Так что правописание и грамматика в счёт.

Если вы из тех, кто проводит много времени в сети, а эти области у вас страдают, стоит их немного подтянуть. Доступно множество книг, но гораздо полезнее – и возможно, веселее – отправиться на курсы. Если вы уже в возрасте, вам нет необходимости заниматься «грамматикой для тупиц» вместе с кучкой скучающих тинэйджеров. Лучше поищите курсы редакторов и корректоров; они обычно дают достаточно полное представление об основных правилах грамматики, и там вы найдете людей, которые учатся, потому что сами так хотят. Загляните в местный общественный колледж и каталог заочных курсов – вы удивитесь, увидев, что они предлагают. Мало того, посещение курсов подразумевает встречу с людьми, которых вы действительно можете видеть.

Понимай, о чем говоришь

Не забывай о содержании своих излияний. Удостоверься, что знаешь, о чем говоришь – когда пишешь «я так понимаю, что» или «мне кажется, дело в том что», спроси себя, действительно ли ты хочешь отправить это сообщение, не проверив все факты. Неверная информация распространяется в сети подобно пожару. И после двух-трех повторений получается такой же эффект искажения, как в игре «глухой телефон» - что бы ты на самом деле ни сказал, может быть искажено до неузнаваемости. (Конечно, кто-то расценит это как повод не беспокоиться о точности своих высказываний; но ваше дело писать грамотные посты, пусть вас не заботит, как они будут истолкованы).

Мало того, убедись, что твои заметки понятны и логичны. Вполне может случиться, что ты напишешь без грамматических и орфографических ошибок абсолютно несуразный текст. Это чаще всего бывает, когда пытаешься произвести впечатление обилием длинных слов, значения которых сам толком не понимаешь. Поверь, никто, кого ты хотел бы поразить, не будет впечатлен. Будьпроще.

Не будь зачинщиком

Наконец, будь приятен и вежлив. Следи за своими словами, и не вступай в споры, лишь с тем чтобы поспорить.

Возможно ли ругаться в сети?

Только там, где нечистоты воспринимаются как форма искусства, к примеру, группа новостей USENET alt.tasteless. Если ругнуться в какой-либо форме тебе кажется даже необходимым, лучше используй забавные эвфемизмы. Можно также использовать традиционную замену звездочками – например, с***. Лукавство более-менее приемлемо в Интернете, а тебе удастся не обидеть кого-нибудь без необходимости. И к тому же все поймут, что именно ты имел в виду.


Правило 6. Делись своими знаниями

Наконец, после всего вышесказанного несколько позитивных советов.

Сила киберпространства в численности его обитателей. Спрашивать что-либо имеет смысл в том случае, если ваши вопросы прочтет множество знающих людей. И даже если немногие предложат ответы по существу, суммарные знания возрастают. Собственно Интернет зародился и развивался потому, что ученым требовалось обмениваться информацией. Постепенно все остальные подключились к этому процессу.

Итак, делайте свой вклад. Несмотря на длинный список запретов в этой книге, вам действительно есть что предложить. Не бойтесь поделиться знаниями.

Особенно вежливо будет посвятить других в итоги ваших вопросов. Если вы предчувствуете, что на заданный вами вопрос будет много ответов, или когда вы задаете вопрос в форуме, в котором бываете нечасто, стоит заказать ответы на e-mail вместо форума. Когда вы получите достаточно ответов, обобщите выводы и напишите их в форуме. В этом случае эксперты, которые уделили вам время, принесут пользу каждому.

Если же вы сами специалист, вы можете сделать даже больше. Если вы активный участник форума, в котором нет ФАКа, займитесь написанием оного. Если вы исследовали какой-либо вопрос, который, как вам кажется, будет интересным для публики, сделайте короткий обзор и отправьте на форум.

Делиться знаниями забавно. Это давняя традиция Интернета. И это делает жизнь в мире приятнее.


Правило 7. Помогай сдерживать флейм
Флейм (по автору) – это то, чем люди занимаются, когда выражают твердое мнение, не вкладывая в это никаких эмоций. Это тот сорт сообщений, на которые люди, как правило, отвечают: «Ой, да ладно, скажи, что ты на самом деле думаешь». Это нетактично.

Нетикет запрещает флейм? Не совсем. Флейм – это устоявшаяся традиция (а Нетикет не стоит путать с традицией). Флейм может быть очень веселой штукой – как при чтении, так и при написании. А получатели флейма иногда заслуживают того.

Но нетикет запрещает нескончаемые флеймерские войны – цепочки злобных посланий, в основном от двух-трех людей друг другу, которые привлекают к себе все внимание и разрушают дружественную атмосферу форума. Это несправедливо по отношению к другим участникам форума. Поначалу такие баталии могут быть забавными, но они очень быстро надоедают тем, кто в них не участвует. Это нечестная монополизация пропускной способности.


Правило 8. Уважай конфиденциальность
Вы, конечно, никогда не стали бы мечтать порыться в ящиках столов ваших коллег. Значит, вы также не захотите прочесть их электронную почту.

К сожалению, множество людей считают иначе. Эта тема, на самом деле, представляет собой отдельный вопрос. По этому поводу есть поучительная история. Я называю ее

Случай с любопытным иностранным журналистом

В 1993 году очень уважаемый иностранный журналист Московского представительства Лос-Анжелес Таймс был пойман за чтением e-mail своих сотрудников. Его коллеги заподозрили неладное, узнав, что система зарегистрировала кого-то, кто проверял их почту, в то время как они были далеко от компьютера. И устроили хитрую операцию. Они отправляли ложную информацию от имени другого заграничного представительства газеты. Репортер прочитал заметки, и впоследствии поинтересовался у коллег о ложной информации. Попался! В качестве дисциплинарного наказания он немедленно был понижен в должности.

Мораль сей басни такова: неуважение к конфиденциальности других людей – не просто не по правилам нетикета. Это может стоить вам рабочего места.


Правило 9. Прощай людям их ошибки
Каждый когда-то был новичком в Интернете. Но не каждому довелось прочесть эту книгу. Поэтому когда кто-то допускает ошибку – будь это орфографическая ошибка или флейм, глупый вопрос или без нужды длинный ответ, - не стоит слишком злиться. Если это второстепенная ошибка, вам нет необходимости что-то говорить по этому поводу. Если даже вам это не дает покоя, подумайте дважды перед тем, как отвечать. То, что у вас самих хорошие манеры, не дает вам права поправлять кого-то еще.

Если вы все-таки решите сообщить кому-то об его ошибке, сделайте это вежливо, и лучше через личную почту, чем на людях. Позвольте людям быть уверенными; допустите, что они просто не умеют лучше. И не будьте высокомерны или самоуверенны. Просто по закону природы флейм всегда содержит орфографические ошибки, и замечания по поводу нарушения нетикета чаще всего не в правилах нетикета.

Спасибо: 0 
Профиль
Новых ответов нет


Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Статистика посещаемости сайта счетчик посещаемости, счетчик посещений